Продолжайте движение, мы готовы вам помочь!

На вопросы читателей отвечает юрист компании АвтоПравоЗащита



Заехал на площадь, потом развернулся и поехал обратно. Но оказалось, что там стоял знак «Одностороннее движение» (в моем первоначальном направлении), а я его не заметил. Получилось, что поехал обратно против движения. За это был остановлен инспекторами ГИБДД, которые мне показали на видео все мои маневры. В протоколе я написал, что в связи с плохой видимостью в вечернее время знак не заметил (что подтверждает видео ГИБДД). Мне грозит лишение прав. Можно ли избежать этого?


В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ №18 от 24.10.2006 г. нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, то есть «встречка» (ст. 12.15.4 КоАП РФ – лишение прав от 4 до 6 месяцев).

В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 видимость дорожного знака должна быть обеспечена на расстоянии не менее 100 метров. В соответствии с пунктом 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования знаков и разметки. Погодные условия и плохая освещенность на видимость знаков формально не влияют и не освобождают водителя от обязанности соблюдать их требования. Тот факт, что вы не заметили знак из-за невнимательности, к сожалению, не освободит вас от ответственности в виде лишения прав.

***

Проехал нужный поворот на трассе, развернулся. Разметка в этом месте была нарушена (есть фото). Мне сотрудники ГИБДД разъяснили, что разворот - это то же самое, что выезд на полосу встречного движения. Составили протокол, я расписался. Прошел суд, меня лишили прав на 4 месяца. В суд пришли документы (рапорт, протокол и схема), в схеме роспись инспектора ГИБДД явно поддельная, моей росписи и подавно нет! Можно отстоять свою правоту и наказать судью или инспектора ГИБДД?


Если при развороте вами была нарушена разметка 1.1. (одинарная сплошная) или 1.3. (двойная сплошная), ваше нарушение должны были квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ – штраф от 1000 до 1500 рублей. В данном случае вас незаконно лишили права управления.

Вы можете обжаловать постановление мирового судьи в вышестоящий суд (районный или городской) в течение 10 дней с момента получения его копии на руки. Если вышестоящий суд отменит постановление мирового судьи за отсутствием события правонарушения, можете написать на инспектора ДПС в прокуратуру заявление о превышении им должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Можете написать аналогичное заявление и на мирового судью за заведомо неправосудное постановление (ст. 305 УК РФ).

Для того чтобы грамотно составить все документы, обратитесь к автоюристу.

***

Мой знакомый на трассе ночью совершил обгон грузовика, двигавшегося со скоростью не более 20 км/ч. В плохих погодных условиях (шел снег) он видел знак «Обгон запрещен», но метров через 200 стоял еще какой-то знак, были видны только его очертания. По предположению, он отменял предыдущий. Знакомый был остановлен сотрудниками ДПС. Выписан протокол (нарушение ст. 12.15. ч. 4 КоАП), назначен суд. Есть ли возможность избежать лишения прав?



В соответствии с пунктом 11.5 ПДД обгон запрещен в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. На участках дорог с ограниченной видимостью устанавливается знак 3.20 «Обгон запрещен» и (или) сплошная разметка 1.1. В действующей редакции ПДД скорость обгоняемого в таком случае транспортного средства не имеет значения. Плохие погодные условия не освобождают водителя от необходимости соблюдать требования дорожных знаков. Нарушение требований дорожного знака 3.20 по общему правилу квалифицируется по статье 12.15.4 КоАП РФ (лишение права управления от 4 до 6 месяцев).

***

Был вынужден выехать на встречную полосу (разметкой эта полоса не обозначена), предназначенную для движения троллейбусов и маршрутных такси, дабы избежать ДТП, т. к. впереди идущий автомобиль произвел экстренное торможение. В протоколе инспектор указал, что я совершил нарушение п. 18.2 ПДД РФ, за которое предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Как строить свое поведение в суде? Есть ли необходимость ходатайствовать о вызове свидетелей?


Выезд на полосу для маршрутных транспортных средств, при условии, что водитель движется навстречу потоку маршрутных транспортных средств, квалифицируется по ст.12.15.4 КоАП РФ (лишение права управления от 4 до 6 месяцев).

В вашем случае имело место действие в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ). Вам необходимо убедить судью в том, что вред, который вы причинили (создали опасность для других участников движения, в том числе для маршрутных ТС), был значительно меньше вреда, которого вам удалось избежать (повреждение своего и впереди идущего автомобиля в результате ДТП, создание затора для движения других автомобилей). Обязанность доказывания в данном случае целиком ложится на вас. В качестве доказательств можете использовать свидетельские показания.

***

Ехал по трассе. Начал обгон на прерывистой линии разметки. Впереди никаких знаков не стояло, обзор был хороший, машин навстречу не ехало. Обгонял две фуры, а впереди них оказалось еще две легковухи, их за фурами было не видно. Получилось, что по встречке ехал долго и закончил маневр (не создавая при этом никому помех!) на только что начавшейся сплошной линии разметки. Разве это нарушение?


Ваша ситуация очень интересна с юридической точки зрения, так как единого мнения на этот счет среди судей, адвокатов и инспекторов ГИБДД нет.

В соответствии с пунктом 11.1 ПДД, прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам, а также что по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу. Следуя этому пункту правил, можно утверждать, что водитель, начиная обгон, должен предвидеть, что сможет вернуться на свою полосу до начала сплошной линии разметки (данная разметка наносится на опасных участках дороги, обгон на которых запрещен), и если он это не предвидел, то начинать обгон не имел права. В вашем же случае в отношении легковых автомобилей, которые были за фурами, можно говорить об отсутствии вашей вины.

Тем не менее, в соответствии с пунктом 11.4 ПДД, по завершении обгона водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения Следуя этому пункту, водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу независимо от разметки – в том числе и через сплошную линию.

Кроме того, нарушением положений статьи 12.15.4 КоАП РФ является выезд на встречную полосу в нарушение ПДД. В вашем же случае вы выехали на встречную полосу там, где это было разрешено.

В соответствии с разъяснениями ДОБДД МВД РФ, в случае если во время обгона при начале сплошной линии разметки водитель не примет мер для немедленного возвращения на ранее занимаемую полосу, его действия могут быть квалифицированы по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.


Опубликовано в журнале 5 колесо. Май 2009г.

Возврат к списку


© Автоюристы «АвтоПравоЗащита» Россия, Санкт-Петербург, тел. (812) 715-00-26 | Все права защищены.